Библиотечный урок «Каталоги, картотеки»

Сегодняшний библиотечный  урок — сказка был посвящен каталогам, о которых образно говорят, что это мозг и память библиотеки. Даже при свободном доступе к фондам, читатель никогда не увидит на полке всех имеющихся в библиотеке книг (выданы читателю, переданы в фонд читального зала, находятся в ремонте и т.п.), полную информацию о составе библиотечного фонда может дать только каталог.

Традиционные карточные каталоги и картотеки:

  • алфавитный каталог — это библиотечный каталог который наиболее полно отражает фонды библиотеки. Организован по алфавитному принципу. Карточки расставлены в алфавитном порядке по фамилиям авторов или по заглавиям книг, независимо от их содержания.
  • систематический каталог — это библиотечный каталог, который отражает библиотечный фонд по отраслям знаний.
    С помощью систематического каталога можно подобрать литературу, не зная авторов книг. Карточки располагаются в соответствии с определенной системой библиотечно-библиографической классификации. Внутри отделов они расставлены в обратной хронологии. Карточки на новые издания стоят впереди.


На библиотечном уроке по теме «Сказка о том, как царь Горох III самым умным стал» в игровой форме прошло знакомство с алфавитным и систематическим каталогами и картотекой, и какую роль выполняет каталожная карточка. В заключение ребята самостоятельно проводили поиск с помощью алфавитного каталога, распределяли книги по отраслям знаний и заполняли каталожную карточку. Знания, полученные на уроке, позволяют читателю библиотеки чувствовать  себя  уверенно, знать, что и для чего в библиотеке предназначено, и как это можно использовать.